8 (495) 363-44-29
Наши услуги
8 (495) 363-44-29
Переход к обязательной маркировке

Заявленная цель масштабной реформы по внедрению обязательной маркировки – отслеживание реального пути товара от производителя до потребителя. Первоначальный перечень подлежащих нанесению соответствующих средств идентификации товаров и сроки введения маркировки были утверждены правительственным распоряжением № 792-р от 28 апреля 2018 года. А в 2019 году наличие такой маркировки стало безусловным требованием для целых групп товаров.

Вот перечень лишь некоторых групп товаров, подлежащих обязательной маркировке в России в настоящее время: вода упакованная, духи, лекарственные препараты, молочная продукция, обувь, фотокамеры, табак, текстиль, шины, шубы.

В 2023 году, по данным журнала "Контур", вводится обязательная маркировка: кресел-колясок (с 1 февраля), велосипедов и велосипедных рам (с 1 марта), пива и слабоалкогольных напитков (с 1 апреля – пиво в кегах, с 1 октября – пиво в стеклянной и полимерной упаковке). Список не претендует на полноту.

Маркировка одежды и товаров легкой промышленности стала обязательной с января 2021 года. А с 1 сентября текущего года неотъемлемым может стать "клеймо", в том числе, для лампочек, телевизионных пультов и елочных гирлянд: с 1 июля по 31 августа будет проходить эксперимент по маркировке целого перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции на добровольной основе. Аналогичный эксперимент в 2023 году проводится в отношении пива и слабоалкогольных напитков.

И это лишь несколько групп из всей массы потребительских товаров, в отношении которых в нынешнем году актуальна тема добровольной маркировки с "плавным переходом" в обязательную.
Среди тех, кого она касается буквально сейчас, продавцы обуви, замечает "Клерк": упрощенный порядок маркировки для них больше не действует, и 31 марта 2023 года – последний день, когда они должны обновить маркировку товара, не реализованного с 2020 года.

Так что процесс перехода к обязательной маркировке даже с учетом опыта добровольной не лишен определенных затруднений.

Но новые требования лучше не игнорировать: за их нарушение уже в 2022 году была предусмотрена административная, а в некоторых случаях – и уголовная ответственность. Вступление в силу обязательной маркировки означает, что Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей и изымать нелегальный товар. Полный перечень штрафов приведен на портале национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров "Честный знак". Ее оператор – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный на основе государственно-частного партнерства.

Причем надо признать: процесс запущен не только в России. Проекты по переходу к обязательной маркировке реализуются в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане.

Проблемы и риски реформы

Впрочем, последнее обстоятельство нисколько не вдохновляет многочисленных представителей малого и среднего бизнес-сообщества России. Неоднократно высказывалось мнение, что вообще вся затея с обязательной маркировкой в существующем виде походит на стремление обложить бизнес дополнительными налогами в пользу неких структур, чья выгода не связана с интересами государства, широких деловых кругов или простых потребителей.

Так, в феврале 2020 года бизнес-омбудсмен Московской области Владимир Головнев указывал на сложности для делового сообщества региона, с которыми сопряжено внедрение обязательной маркировки. В частности, он указывал на необходимость приобретения дополнительного оборудования, подключения к специализированным операторам. В отдельных случаях требовалось переобучение персонала или найм новых сотрудников, маркировка остатков товара, перестройка логистических цепочек. Иными словами, реформа начинала оборачиваться для малых и средних предприятий непредвиденными дополнительными расходами, которым, как указывал Головнев, "необходим, как минимум, адаптационный период".

В итоге омбудсмен направил уполномоченному при президенте России по защите прав предпринимателей Борису Титову предложения по разработке механизма компенсации расходов, связанных с введением обязательной маркировки. Он же весной 2020-го отправил главе государства письмо, в котором сообщил, что российские предприниматели просят в связи с разразившейся пандемией Covid-19 временно приостановить грандиозный проект.

В свою очередь, губернатор Калининградской области Антон Алиханов в мае 2020 года в интервью региональному изданию "Королевские ворота" пообещал лоббировать приостановку маркировки для некоторых товаров и возможность частичной компенсации затрат предпринимателей на закупку оборудования для обслуживания системы маркировки.

Затем начали возникать сомнения в способности реформы бороться с основным заявленным "злом" – контрафактом. Так, руководитель направления по развитию сети обувных магазинов АО "Юничел" Екатерина Железнякова в октябре 2020 года, отмечала: "Проект с маркировкой мы поддерживали на его старте в надежде, что маркировка поможет "обелить" рынок. Но в том виде, в каком он реализуется на текущий момент... это очередная мера контроля честных производителей и ритейлеров. Кто был в тени, так и остается".

А уже в феврале 2022 года пресс-служба российского омбудсмена, опираясь на выводы деловых кругов Москвы, заявила, что продолжение реформы в неизменном виде приведет к резкому росту цен. В частности, аппарат Бориса Титова процитировал председателя совета директоров компании "Планета увлечений" (сеть гипермаркетов "Леонардо") Бориса Каца: "Мы посчитали, во что с учетом всех организационных расходов выливается стоимость маркировки единицы товара при его движении по цепочке – производитель/импортер, федеральный оптовик, региональный оптовик, розница. Получилось 75 рублей за единицу. В нашей сети 80% товара стоят меньше 150 рублей, то есть рост цены будет минимум в полтора раза". Основатель ресторанов "Мясо&Рыба" Сергей Миронов, в свою очередь, заключил, что из-за внедрения обязательной маркировки 95% предприятий в сегменте ресторанного бизнеса станут нарушителями закона.

Массовое недовольство деловых кругов проводимой реформой, вылившееся в многочисленные обращения в органы власти, получило новый импульс в марте прошлого года, когда Россия оказалась в условиях жесткого консолидированного давления со стороны западных стран. Формирование новой геополитической реальности повлекло за собой рост глобальных угроз в экономической плоскости.

При этом Минпромторг, хотя и отложил на год (с 1 декабря 2022 года на 1 декабря 2023 года) срок внедрения обязательных цифровых кодов для воды и молочной продукции, не отменил ранее принятые решения о вступлении в силу обязательной маркировки большинства потребительских товаров. Ведомство лишь указывало, что есть вероятность изменения сроков вступления в силу этой меры в отношении ряда товаров, включая крепкий алкоголь, соки, товары для детей, рыбу, корма для животных.

Однако член комитета "Деловой России" по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств Илья Росинский год назад, по свидетельству "Газеты.ру", отмечал несовершенство работы самой системы маркировки: у предпринимателей возникала масса проблем с электронным документооборотом. Иногда в "Честном знаке", по его словам, не могли увидеть подаваемые сведения или видели их в искаженной форме, иногда система просто не могла принять сведения о товаре. Случалось, что сведения не доходили.

О бесполезности маркировки говорили в Санкт-Петербурге в декабре 2022 года в ходе XX Форума субъектов малого и среднего предпринимательства и Петербургского налогового форума.

Тем временем реформа, как замечает РБК, добралась до рекламы в интернете. Однако больше трети субъектов малого и среднего бизнеса в России, как утверждает издание, отказываются маркировать рекламу во всемирной сети в соответствии с новыми требованиями.

Специалисты Центра развития предпринимательства (ЦРП) Московской области в ходе общения с деловым сообществом региона вынуждены констатировать: продолжающаяся реформа по внедрению обязательной маркировки широкого спектра потребительских товаров пока слабо решает главную из заявленных проблем -  избавление рынка от контрафактной продукции, поставки которой наносят ущерб экономике. Не решая главную проблему, внедрение маркировки вместе с тем создает ворох дополнительных сложностей малому и среднему бизнесу, начиная от периодически возникающих сбоев в реализации произведенной продукции и заканчивая существенным увеличением затрат, необходимых для внедрения маркировки в хозяйственный процесс и перекладываемых в конечном счете на потребителя.

Заявляя о том, что бизнесу нужно дать максимальную свободу, государство одновременно внедряет дополнительные барьеры на пути развития предпринимательства, занимаясь отладкой администрирования далеко не самых приоритетных направлений и явно не в самый удачный в современных реалиях момент.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет