Переход к обязательной маркировкеЗаявленная цель масштабной реформы по внедрению обязательной маркировки – отслеживание реального пути товара от производителя до потребителя. Первоначальный перечень подлежащих нанесению соответствующих средств идентификации товаров и сроки введения маркировки были утверждены правительственным распоряжением № 792-р от 28 апреля 2018 года. А в 2019 году наличие такой маркировки стало безусловным требованием для целых групп товаров.
Вот перечень лишь некоторых групп товаров, подлежащих обязательной маркировке в России в настоящее время: вода упакованная, духи, лекарственные препараты, молочная продукция, обувь, фотокамеры, табак, текстиль, шины, шубы.
В 2023 году, по данным журнала "Контур", вводится обязательная маркировка: кресел-колясок (с 1 февраля), велосипедов и велосипедных рам (с 1 марта), пива и слабоалкогольных напитков (с 1 апреля – пиво в кегах, с 1 октября – пиво в стеклянной и полимерной упаковке). Список не претендует на полноту.
Маркировка одежды и товаров легкой промышленности стала обязательной с января 2021 года. А с 1 сентября текущего года неотъемлемым может стать "клеймо", в том числе, для лампочек, телевизионных пультов и елочных гирлянд: с 1 июля по 31 августа будет проходить эксперимент по маркировке целого перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции на добровольной основе. Аналогичный эксперимент в 2023 году проводится в отношении пива и слабоалкогольных напитков.
И это лишь несколько групп из всей массы потребительских товаров, в отношении которых в нынешнем году актуальна тема добровольной маркировки с "плавным переходом" в обязательную.
Среди тех, кого она касается буквально сейчас, продавцы обуви, замечает "Клерк": упрощенный порядок маркировки для них больше не действует, и 31 марта 2023 года – последний день, когда они должны обновить маркировку товара, не реализованного с 2020 года.
Так что процесс перехода к обязательной маркировке даже с учетом опыта добровольной не лишен определенных затруднений.
Но новые требования лучше не игнорировать: за их нарушение уже в 2022 году была предусмотрена административная, а в некоторых случаях – и уголовная ответственность. Вступление в силу обязательной маркировки означает, что Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей и изымать нелегальный товар. Полный перечень штрафов приведен на портале национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров "Честный знак". Ее оператор – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный на основе государственно-частного партнерства.
Причем надо признать: процесс запущен не только в России. Проекты по переходу к обязательной маркировке реализуются в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане.
Проблемы и риски реформы
Впрочем, последнее обстоятельство нисколько не вдохновляет многочисленных представителей малого и среднего бизнес-сообщества России. Неоднократно высказывалось мнение, что вообще вся затея с обязательной маркировкой в существующем виде походит на стремление обложить бизнес дополнительными налогами в пользу неких структур, чья выгода не связана с интересами государства, широких деловых кругов или простых потребителей.
Так, в феврале 2020 года бизнес-омбудсмен Московской области Владимир Головнев указывал на сложности для делового сообщества региона, с которыми сопряжено внедрение обязательной маркировки. В частности, он указывал на необходимость приобретения дополнительного оборудования, подключения к специализированным операторам. В отдельных случаях требовалось переобучение персонала или найм новых сотрудников, маркировка остатков товара, перестройка логистических цепочек. Иными словами, реформа начинала оборачиваться для малых и средних предприятий непредвиденными дополнительными расходами, которым, как указывал Головнев, "необходим, как минимум, адаптационный период".В итоге омбудсмен направил уполномоченному при президенте России по защите прав предпринимателей Борису Титову предложения по разработке механизма компенсации расходов, связанных с введением обязательной маркировки. Он же весной 2020-го отправил главе государства письмо, в котором сообщил, что российские предприниматели просят в связи с разразившейся пандемией Covid-19 временно приостановить грандиозный проект.
В свою очередь, губернатор Калининградской области Антон Алиханов в мае 2020 года в интервью региональному изданию "Королевские ворота" пообещал лоббировать приостановку маркировки для некоторых товаров и возможность частичной компенсации затрат предпринимателей на закупку оборудования для обслуживания системы маркировки.
Затем начали возникать сомнения в способности реформы бороться с основным заявленным "злом" – контрафактом. Так, руководитель направления по развитию сети обувных магазинов АО "Юничел" Екатерина Железнякова в октябре 2020 года, отмечала: "Проект с маркировкой мы поддерживали на его старте в надежде, что маркировка поможет "обелить" рынок. Но в том виде, в каком он реализуется на текущий момент... это очередная мера контроля честных производителей и ритейлеров. Кто был в тени, так и остается".
А уже в феврале 2022 года пресс-служба российского омбудсмена, опираясь на выводы деловых кругов Москвы, заявила, что продолжение реформы в неизменном виде приведет к резкому росту цен. В частности, аппарат Бориса Титова процитировал председателя совета директоров компании "Планета увлечений" (сеть гипермаркетов "Леонардо") Бориса Каца: "Мы посчитали, во что с учетом всех организационных расходов выливается стоимость маркировки единицы товара при его движении по цепочке – производитель/импортер, федеральный оптовик, региональный оптовик, розница. Получилось 75 рублей за единицу. В нашей сети 80% товара стоят меньше 150 рублей, то есть рост цены будет минимум в полтора раза". Основатель ресторанов "Мясо&Рыба" Сергей Миронов, в свою очередь, заключил, что из-за внедрения обязательной маркировки 95% предприятий в сегменте ресторанного бизнеса станут нарушителями закона.
Массовое недовольство деловых кругов проводимой реформой, вылившееся в многочисленные обращения в органы власти, получило новый импульс в марте прошлого года, когда Россия оказалась в условиях жесткого консолидированного давления со стороны западных стран. Формирование новой геополитической реальности повлекло за собой рост глобальных угроз в экономической плоскости.
При этом Минпромторг, хотя и отложил на год (с 1 декабря 2022 года на 1 декабря 2023 года) срок внедрения обязательных цифровых кодов для воды и молочной продукции, не отменил ранее принятые решения о вступлении в силу обязательной маркировки большинства потребительских товаров. Ведомство лишь указывало, что есть вероятность изменения сроков вступления в силу этой меры в отношении ряда товаров, включая крепкий алкоголь, соки, товары для детей, рыбу, корма для животных.
Однако член комитета "Деловой России" по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств Илья Росинский год назад, по свидетельству "Газеты.ру", отмечал несовершенство работы самой системы маркировки: у предпринимателей возникала масса проблем с электронным документооборотом. Иногда в "Честном знаке", по его словам, не могли увидеть подаваемые сведения или видели их в искаженной форме, иногда система просто не могла принять сведения о товаре. Случалось, что сведения не доходили.
О бесполезности маркировки говорили в Санкт-Петербурге в декабре 2022 года в ходе XX Форума субъектов малого и среднего предпринимательства и Петербургского налогового форума.
Тем временем реформа, как замечает РБК, добралась до рекламы в интернете. Однако больше трети субъектов малого и среднего бизнеса в России, как утверждает издание, отказываются маркировать рекламу во всемирной сети в соответствии с новыми требованиями.
.png)
Специалисты Центра развития предпринимательства (ЦРП) Московской области в ходе общения с деловым сообществом региона вынуждены констатировать: продолжающаяся реформа по внедрению обязательной маркировки широкого спектра потребительских товаров пока слабо решает главную из заявленных проблем - избавление рынка от контрафактной продукции, поставки которой наносят ущерб экономике. Не решая главную проблему, внедрение маркировки вместе с тем создает ворох дополнительных сложностей малому и среднему бизнесу, начиная от периодически возникающих сбоев в реализации произведенной продукции и заканчивая существенным увеличением затрат, необходимых для внедрения маркировки в хозяйственный процесс и перекладываемых в конечном счете на потребителя.
Заявляя о том, что бизнесу нужно дать максимальную свободу, государство одновременно внедряет дополнительные барьеры на пути развития предпринимательства, занимаясь отладкой администрирования далеко не самых приоритетных направлений и явно не в самый удачный в современных реалиях момент.