Изображение от freepikВведение санкций со стороны мирового сообщества в отношении РФ привело к существенному оттоку западных компаний и их филиалов, которые занимались поставками товаров на наш внутренний рынок и сопутствующей таможенной бюрократией. Соответственно, поиск новых поставщиков и документарное оформление зарубежной продукции взяли на себя отечественные предприятия.

Аналогичным образом обстоит дело и с экспортом: производители выходят на новые рынки сбыта, в том числе на иностранные торговые площадки, а потому также сталкиваются с необходимостью таможенного декларирования. Однако его особенности порой становятся стоп-фактором для компаний, которые и рады бы освоить новые рынки, но опасаются увязнуть в бумагах и потерять деньги на развитие малого бизнеса из-за неправильного оформления. 

Поэтому в сегодняшней публикации поговорим о том, что вообще представляет собой таможенное декларирование, в каких случаях необходимо заполнять декларацию и что с ней делать дальше.

Когда нужна таможенная декларация?

Строго говоря, термин «грузовая таможенная декларация» используется сейчас больше по привычке, так как в 2011 году в Таможенный кодекс ЕАЭС было введено название «декларация на товары» (ДТ). 

Этот документ подается в таможенные органы при осуществлении импортных и экспортных грузоперевозок для подтверждения законности прохождения товара через границу. В нем содержится следующая информация:
  • данные отправителя и грузополучателя;
  • вид и название транспорта, доставившего груз;
  • наименование и код товара по номенклатуре ВЭД, количество, вес, вид упаковки, страна происхождения, место отправления и назначения;
  • условия поставки, стоимость товаров и сопутствующих расходов на логистику;
  • расчет таможенной стоимости продукции и таможенных платежей, номер единого лицевого счета декларанта.
Кроме того, к декларации в обязательном порядке прикладывается коммерческая документация: инвойс, контракт, спецификации, сертификаты качества и происхождения. По запросу таможни список необходимых документов может быть расширен, но это зависит уже непосредственно от условий сделки или характеристик товара. Например, в отдельных ситуациях могут потребоваться техдокументация, протоколы испытаний или выписки из банка. 

Само собой, сведения в ДТ должны точно соответствовать фактическим данным о грузе, его получателе и отправителе. В противном случае можно получить штраф в размере от 50% до 200% таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате. Кроме того, в отдельных случае весь груз может быть конфискован.

Подавать декларацию на товары обязан любой бизнес (в том числе ИП, АО и ООО), занятый во внешнеэкономической торговле, если осуществляет перевозку продукции из номенклатуры ВЭД ЕАЭС. Она включает в себя 97 групп различных товаров, в том числе продукты животного и растительного происхождения, промтовары, электронику, одежду и т.д.

Нюансы подачи декларации

Декларацию, разумеется, необходимо заполнить перед подачей. Сам процесс декларирования зависит от таможенного режима, а потому будет отличаться в зависимости от того, импортируется груз или отправляется на экспорт.

Конкретный порядок заполнения утвержден решением комиссии Таможенного союза №257 от 20 мая 2010 года. В документе приводятся подробные правила для каждого случая. 

Важно понимать, что самостоятельное заполнение декларации зачастую требует многолетнего опыта, так как в голове необходимо постоянно держать информацию о различных таможенных режимах, видах сделок, логистических маршрутах и так далее, ведь у каждой декларации свои особенности.

Изображение от freepikОднако если компания работает по одной и той же сделке с одними и теми же контрагентами и грузами, то работать будет значительно проще. С другой стороны, такие добровольные ограничения из-за страха столкнуться с трудностями могут замедлить развитие бизнеса.

Решением проблемы могут стать специализированные программы («Контур», ТКС, «Альфа-софт») или таможенные брокеры. Первые позволяют автоматизировать заполнение формы, отследить статус декларации и рассчитать таможенные платежи. Стоимость такого ПО зависит от необходимого функционала.

Например, стоимость программы для таможенного оформления «Альта-ГТД» составляет 24,5 тыс. рублей на одно рабочее место сроком на 6 месяцев. Модуль «Заполнитель» для автоматизации импорта данных обойдется в 9,6 тыс. рублей на тех же условиях. Для расчета контракта потребуется блок «Такса» — это еще 12,5 тыс. рублей. Комплексное решение с полным функционалом «Альта-Максимум» будет стоить 40,8 тыс. рублей.

Компания ТКС предлагает программу «Декларант», которой достаточно для простого в оформлении импорта/экспорта, за 3 940 рублей в месяц, или 23,64 тыс. рублей за полгода на одно рабочее место. Для более сложных операций потребуется «Декларант Плюс», который обойдется в 6 480 рублей в месяц (соответственно, 38,88 тыс. рублей за полгода).

Другой вариант, как уже говорилось выше, воспользоваться услугами таможенного брокера, который будет представлять импортера при совершении всех операций на таможне, в том числе возьмет на себя заполнение декларации. Компаний, предлагающих такие услуги, на рынке довольно много — в реестре ФТС по состоянию на июль зарегистрированы почти 1800 организаций, там же указаны адреса и контакты.

При выборе таможенного представителя помимо отзывов стоит учитывать, как долго компания осуществляет свою деятельность. Предпочтение лучше отдавать организациям, которые работают не менее трех лет: такой срок говорит о наличии опыта и подтвержденной репутации.

А вот компаний, которые предлагают услуги по ценам ниже рыночных, стоит избегать. Как говорится в старой пословице: «скупой платит дважды». Дело в том, что зачастую в штате таких организаций работают вчерашние студенты, которые могут упустить важные детали, из-за чего товар могут задержать на таможне или запросить дополнительные документы.

Если компания решила сотрудничать с таможенным брокером, то после заключения договора необходимо согласовать с ним коммерческие документы, выбрать коды товарной номенклатуры и подготовить техническое описание товаров. Делать это лучше за несколько недель до поставки. Кроме того, предварительный макет декларации стоит направить перевозчику, так как в документе могут быть важные для него детали. К слову, зачастую компания-перевозчик сама предлагает услуги таможенного представителя, что очень удобно для бизнеса.

На следующем этапе необходимо создать личный кабинет на сайте ФТС и пополнить счет на сумму рассчитанных платежей. В день подачи декларации и в ходе таможенного оформления лучше постоянно быть на связи с брокером, так как ему могут понадобиться дополнительные документы или пояснения.

Впрочем, если нет желания оплачивать услуги посредника, ничто не мешает подать декларацию в самостоятельно. Декларанты являются сотрудниками компании или ИП и работают только со своими грузами. Соответственно, в реестр таможенных представителей они не включаются. Наличие собственного декларанта подходит преимущественно бизнесу, который поставляет за границу одни и те же товары, а все отличия в декларациях сводятся к разному весу, цене и госномеру транспорта.

При самостоятельной подаче декларации в первую очередь нужно подготовить комплект документов для сделки: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортный документ. Это минимум, без которого таможня точно не пропустит груз, но, повторимся, ведомство всегда можно затребовать дополнительные бумаги: сертификаты происхождения, платежные поручения, прайс-листы и так далее.

Затем потребуется приобрести программу для таможенного декларирования и подключить электронный документооборот с ФТС. Увы, без этого декларацию не подать. Хотя, конечно, есть исключения. Декларация подается в бумажном виде, когда речь идет о подакцизных товарах: алкоголь, спирт, драгметаллы и драгоценные камни. Но с данными товарными группами малый бизнес, как правило, на экспорт не работает.

С перевозчиком нужно заранее согласовать макет декларации и договориться о складе временного хранения. Сам документ опытные декларанты советуют направлять утром, в таком случае есть шанс управиться со всеми бумагами за день. 

Напомним, за недостоверность сведений и несоблюдение мер тарифного регулирование предусмотрена ответственность. Если декларация оформлялась таможенным брокером, то в случае нарушений к ответственности привлекают, как правило, именно его. Если же оформление занимался собственный декларант предпринимателя, то отвечать по всей строгости закона предстоит именно бизнесу.

Порядок декларирования груза

Итак, декларация отправлена в таможенные органы. После обработки ее направят в один из центров электронного декларирования (ЦЭД). Всего таких центров в России шестнадцать. В какой конкретно попадет наш документ зависит от разных факторов. Условно можно выделить три принципа распределения:
  • по месту регистрации бизнеса — декларация будет направлена в ближайший региональный центр. Для Подмосковья таким будет Московский областной ЦЭД соответственно;
  • по транспорту прибытия: декларации грузов, отправляемых самолетом, попадают в Авиационный ЦЭД. Декларации грузов, прибывающих на корабле, попадают в один трех специализированных ЦЭДов (Балтийский, Владивостокский, Новороссийский). Все прочие — в территориальные ЦЭДы;
  • по товарам спецкатегорий: на подакцизные товары — в Акцизный ЦЭД, на энергетические товары, ГСМ и СПГ — в Энергетический ЦЭД.
В центре электронного декларирования документ проверяют на наличие грубых ошибок и присваивают электронный номер. Для всех ЦЭДов закон устанавливает единую методику работы, однако на практике эти нормы соблюдаются далеко не всегда. Опыт разных предпринимателей и таможенных брокеров гласит, что чиновники в разных центрах могут запрашивать разные документы, а также по-своему трактовать таможенное право, так что вполне возможны задержки оформления документов из-за требований таможни.

Изображение от freepikОпять же, регламенты требуют, чтобы проверка длилась не более четырех часов, но фактически они могут занимать все восемь. Таможенный инспектор досконально проверяет все документы и может запросить дополнительные, если его что-то не устроит. Такие запросы сразу отображаются в программе и игнорировать их крайне не желательно, в противном случае все может закончиться отказом в оформлении декларации. 

Другой неприятный вариант: уведомление о таможенном досмотре. Оно приходит все в ту же программу декларирования, заверенное электронной подписью инспектора. Это означает проверку товара — мероприятие не быстрое и связанное с дополнительными тратами, так как придется заплатить складу временного хранения за организацию досмотра. Минимальная стоимость: 360 рублей за 1 кв.м в день.

После досмотра в программу придет соответствующий акт. Если нарушений нет, то за ним поступит уведомление о выпуске товара. По итогу с единого лицевого счета участника ВЭД спишутся средства на оплату таможенных платежей, а в графе «С» декларации будет проставлена отметка «Выпуск разрешен». 

На этом таможенное оформление завершено. Предпринимателю остается только направить скан оформленной декларации перевозчику, чтобы он доставит груз в пункт назначения.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет