Что такое товарный знак и для чего он нужен?
Прежде всего, необходимо понимать, что такое товарный знак — это уникальное обозначение продукции, которое создается сочетанием слов, символов, изображений и т.д. Существует ошибочное мнение, что данный термин распространяется исключительно на логотип продукции. На самом деле, он включает в себя и другие элементы:
- слоган предприятия/самозанятого;
- название web-страницы;
- ФИО основателя бренда либо его часть;
- название сообщества в соцсетях;
- и даже оформление упаковки товара.
Зарегистрировать собственный бренд могут не только самозанятые жители России, но и других стран. Правда, в этом случае есть ряд ограничений. Во-первых, такая возможность доступна только гражданам КНР, США, Китая, Германии, Австрии и ЕАЭС. Во-вторых, у иностранца не должно быть статуса индивидуального предпринимателя.
Подготовка к регистрации
Еще на моменте создания товарного знака стоит учесть, что в регистрации могут отказать, если он уже кем-то зарегистрирован (что вполне логично) либо содержит следующие элементы:
- логотипы с символикой государства или схожие с ней;
- бранную лексику или оскорбления;
- копирование известных произведений искусства;
- логотипы, которые дают недостоверную информацию о сути продукта.
Если ваше название совпадает с уже зарегистрированным, но в другом классе (проще говоря, если вы не являетесь прямыми конкурентами), то проблем с регистрацией не возникнет. В противном случает стоит ожидать отказа. Проверить бренд на уникальность можно двумя основными способами:
- По базе зарегистрированных товарных знаков. Это бесплатно и можно сделать самостоятельно, например, на сайте Роспатента.
- По базе заявленных на регистрацию обозначений. В этом случае самостоятельно проверить не получится. Эту функцию выполняет Федеральный институт промышленной собственности. Стоимость проверки составит от 4 тыс. до 47 тыс. рублей в зависимости от количества классов, по которым будет проводиться проверка.
Следующим этапом станет оплата госпошлин. Стоимость регистрации заявки с последующей выдачей электронного свидетельства составляет от 16 тыс.
Еще 3,5 тыс. рублей стоит проведение формальной экспертизы, но она включает только 5 классов МКТУ. Если вы намерены зарегистрировать товарный знак в большем количестве классов, то придется доплатить еще по 1 000 рублей за каждый.
Кроме того, есть еще пошлина за проведение экспертизы по существу, которая составляет 11,5 тыс. рублей и распространяется только на один класс. За каждый последующий необходимо отдать еще 2,5 тыс. рублей.
Таким образом, минимальная сумма пошлин составит свыше 30 тыс. рублей, если вы планируете зарегистрировать товарный знак только в одном классе по МКТУ. На сайте Роспатента есть таблица для расчета пошлин.
Там же можно найти образец заявления на регистрацию товарного знака, а также требования к оформлению документации. Подать заявку онлайн можно на портале «Госуслуг» или на сайте ФИПС. Максимальный срок оказания услуги составляет 18 месяцев и две недели.
Прохождение экспертизы
Далее будут проведены две: формальная и по существу. В ходе первой определяется только комплектность документов. Если какие-то документы отсутствуют, их можно предоставить в Роспатент в течение 3 месяцев.
Экспертиза по существу подробно исследует непосредственно товарный знак. В частности, она направлена на определение его уникальности и соответствие нормам. Возможна ситуация, когда сотрудники Роспатента затребуют пояснения. В таком случае их можно предоставить также в течение 3 месяцев.
После завершения экспертизы Роспатент высылает соответствующее свидетельство о регистрации в электронном виде. Заявитель может также запросить его в бумажном варианте, однако эта услуга платная и стоит 2 тыс. рублей.