8 (495) 363-44-29
8 (495) 363-44-29

Об экономических реалиях и перспективах Московской области рассказывается в сегодняшней публикации, открывающей на нашем сайте для предпринимателей 2021-й год, который принял эстафету от «ковидного» 2020-го в условиях продолжающегося коронакризиса.

 

Вся надежда на массовую вакцинацию населения, которая, возможно, уже к середине наступившего года позволит поставить барьеры на путях распространения коронавирусной инфекции. Пока же пандемия коронавируса COVID-19 продолжает буйствовать на планете Земля, заставляя людей менять привычный уклад жизни и крайне негативно отражаясь на экономике. 

В своем недавнем интервью РИА Новости глава Московской области Андрей Воробьев констатировал: пандемия «съела» 10-летний рост региональной экономики. Если в «доковидный» период ВРП Подмосковья ежегодно рос в среднем на 3,7%, то по итогам 2020 года он, по оценкам экономистов, снизится на 3,5%. 

Тем не менее, Московская область устояла против «ковидной» атаки на бизнес. Конечно, ряд отраслей пострадал из-за введенных ограничений, но зато другие активно развивались, например, оптовая и розничная торговля, производство новых фармацевтических средств и современного медоборудования, сельское хозяйство и пищевая промышленность

Весенний локдаун для Московской области стал мощным катализатором развития Интернет-торговли. Оборот онлайн-торговли в пиковый период пандемии во втором квартале 2020 года превзошел «доковидный» уровень в 12 раз. 

Даже туротрасль Подмосковья показала свою жизнеспособность в условиях пандемии. По итогам 2020 года Московская область впервые за последние 6 лет возглавила национальный туристический рейтинг, обойдя Москву и Санкт-Петербург.  

Продолжалась в регионе и инвестиционная деятельность. Хотя, из более 400 запланированных инвестиционных проектов в 2020 году были реализованы только 315. За первые три квартала прошедшего года объем инвестиций в Московской области составил 581 млрд рублей. По итогам года эта сумма увеличится не менее чем на 150 млрд рублей. 

На деловой активности, естественно, сказалось и падение потребительского спроса, вызванного пандемией: зачем, например, человеку теплая верхняя одежда или зимняя обувь в условиях самоизоляции, когда он дни напролет проводит у себя дома. Да и в структуре питания произошли кардинальные изменения – в условиях ограничения доходов не до деликатесов, по крайней мере, у основной части населения, которая живет от зарплаты до зарплаты или от пенсии до пенсии, а бывает, не дай Бог, от одного кредита до другого, взятого на его погашение. 

Остановка или закрытие предприятий объективно увеличивает безработицу. На конец 2020 год по сравнению с его началом количество безработных в Московской области, по официальным данным, увеличилось в 6 раз. 140 тысяч трудоспособных жителей Подмосковья ищут работу. 

Только расширение производства, создание новых предприятий, выпускающих пользующуюся спросом продукции, позволит, с одной стороны, наполнить рынок востребованными у населения качественными товарами, с другой стороны, увеличить количество рабочих мест и поднять платежеспособность населения. Важно и то, что новые производства – это и рост налогооблагаемой базы, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней, а значит – возможность дополнительного финансирования для решения неотложных социально-экономических задач.

В Московской области удалось за счет инвестпроектов создать в 2020 году 53 тысячи новых рабочих мест, такое же количество запланировано на этот год. И в этом направлении роль малого и среднего бизнеса трудно переоценить. Подмосковье оказалось одним из немногих регионов России, в котором увеличилось количество субъектов МСП по итогам прошедшего года, причем количественный рост ИП и юрлиц из сегмента малого и среднего бизнеса в Московской области был зафиксирован даже в самые сложные для предпринимателей весенние месяцы 2020 года. Более того, несмотря на коронакризис, количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса Подмосковья в 2020 году увеличилось, пусть и не намного: по данным бизнес-омбудсмена региона Владимира Головлёва рост составил порядка 1%. 

Продолжится ли эта тенденция в наступившем году? Скорее всего, да, тем более, что, судя по всему, локдауна в 2021 году, наверное, можно будет избежать – как раз благодаря грядущей массовой вакцинации и остановке пандемии. 

В ряде публикаций на сайте Центра развития предпринимательства Московской области («Пандемии вопреки: развитие МСП в муниципалитетах Подмосковья», «Малый бизнес в условиях коронавируса: уходить в онлайн или банкротиться?», «Девятый вал» для малого бизнеса», «Розничная торговля Подмосковья: шаг назад — два шага вперед», «Подмосковная экономика растет, невзирая на коронавирусный кризис», «Перспективы развития малого бизнеса Подмосковья в условиях коронакризиса» и др.) подробно рассматривался процесс адаптации субъектов МСП к работе в условиях пандемии. Коронакризис безусловно повлиял на деловую активность. Но, как известно, кризис – время малого бизнеса. Прекрасным подтверждением этому стал конкурс предпринимательских проектов «Открой свой бизнес в Московской области», итоги которого были подведены в ноябре 2020 года. 27 бизнес-идей подмосковных предпринимателей стали его победителями. Удастся ли им реализовать свои задумки? Очень надеемся, что у них все получится, и Бык, ставший символом наступившего года, будет везти их только вверх – к процветанию и успеху!

Обсудить на форуме для предпринимателей

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет