О переводе малых закупок в электронный формат и других изменениях в закупках в 2021 году рассказывается в этой публикации на нашем сайте для предпринимателей.
В июле этого года вышел 6-й номер подмосковного электронного журнала #конкуренTEAM, выпускаемого Комитетом по конкурентной политикие региона. Одна из основных тем выпуска – состояние и перспективы развития закупок. На его страницах собраны материалы о том, как в Московской области применяются инновации в сфере закупок. Какие же нововведения в закупках сделали их эффективным инструментом бизнес-деятельности, в т.ч. в сегменте малого и среднего предпринимательства?
Прежде всего – это активное внедрение и использование в практической работе малых закупок. Этот вид упрощенной процедуры закупок в прошлом году получил мощный импульс для развития. Из-за пандемии коронавируса COVID-2019 возросла актуальность оперативных закупок жизненно важных товаров/работ/услуг и наметилась массовая «миграция» бизнеса в онлайн-пространство.
По итогам прошлого года на электронной площадке «РТС-тендер» количество закупок малого объема (ЗМО) возросло в годовом измерении на 38% — до 670 тысяч процедур. А общий объем таких закупок вышел на уровень 47 млрд рублей – рост за год составил 60%. По количеству ЗМО стали сопоставимы с госзакупками – и это один из важнейших трендов прошедшего года.
В регионах, в т.ч. в Московской области, на новый виток развития вышли региональные электронные магазины ЗМО, благодаря деятельности которых средняя экономия составляет до 20%. Первоначально максимальный размер малой закупки определялся в 100 тыс. рублей, но затем возникло понимание в необходимости повышения этого порога. Он сначала вырос до 300 тыс. рублей, а затем увеличился до 600 тыс. рублей.
В ряде российских регионов при этом могут вводиться ограничения на сумму ЗМО ниже максимального порогового значения. Но это не касается Электронного магазина Московской области. ЗМО – мощнейший механизм стимулирования развития субъектов МСП и конкуренции в регионе. По результатам опроса среди клиентов «РТС-тендер» 22% респондентов отметили перспективность ЗМО для бизнеса, при этом муниципальные и госзакупки опрошенные поставили на второе место.
С 1 апреля 2021 года заработал механизм закупок малого объема до 3 млн рублей и была введена процедура закупки «с полки». В отличие от малых закупок в магазинах, закупки малого объема — это конкурентная закупка у единого поставщика. Такие закупки осуществляются в электронных магазинах на нескольких отобранных для госзакупок площадках. У закупки «с полки» есть ряд особенностей, например, закупаться может только товар и только определенного объема.
Участникам достаточно разместить прайс-листы своей продукции на электронной площадке, после чего площадка самостоятельно подбирает подходящие предложения поставщиков. В случае соответствия запросу заказчика только одного предложения поставщика, в связи с соблюдением принципа конкуренции такое предложение заказчику не отправляется. Положительный опыт работы электронных магазинов может распространиться и на закупки госкомпаний у субъектов МСП.
И здесь крайне важна цифровизация ЗМО, делая этот сегмент более открытым и привлекательным для субъектов МСП, которые составляют 80% участников закупок. По оценкам, оборот на этом рынке может составлять 0,8-1 трлн рублей, так что у него значительный потенциал.
С 1 января 2019 года все госзакупки начали проводиться в электронной форме. Для госкомпаний разработана программа цифровой трансформации. Сейчас в программе цифровой трансформации уже принимают участие 50 госкомпаний, на долю которых приходится почти 17% ВВП РФ. Планируется, что к 2023 году в программу будет вовлечено порядка 600 госкомпаний (40% экономики РФ). Цифровизация будет направлена и на их закупочную деятельность, в т.ч. у поставщиков из сегмента малого и среднего бизнеса.
В июле был подписан «оптимизационный» пакет поправок в законодательство о контрактной системе. С начала будущего года начнется новый этап в закупочной деятельности. Большие изменения ждут электронные площадки – подписанный закон существенно повлияет на цифровизацию закупочного процесса.
Три года назад Московская область занимала второе место в РФ по закупкам госкомпаний у предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас Подмосковье лидирует среди российских регионов в сфере закупок у субъектов МСП.
Так, за три последних года работы Электронного магазина Московской области на его площадке заключено порядка 550 тысяч контрактов, общая сумма которых достигла уровня в 40 млрд рублей. Сейчас на этом Интернет-ресурсе работают порядка 9 тысяч учреждений, а количество поставщиков, зарегистрированных на нем, превысило 85 тысяч. При этом областными заказчиками было размещено за 3 года работы Электронного магазина 580 тысяч закупок. Из заключенных за это время 550 тыс. контрактов в прошлом году оформлено 175 тысяч контрактов на общую сумму 16 млрд рублей.
Центр развития предпринимательства Московской области уделяет большое внимание освещению новых тенденций в сфере закупок, рассказывает в своих новостных материалах о нововведениях в закупочной деятельности, включая ЗМО. Например, о работе подмосковного Электронного магазина подробно рассказывалось в публикации на сайте ЦРП МО «Ликбез подмосковного предпринимателя: Электронный магазин региона».
Обсудить на форуме для предпринимателей