8 (495) 363-44-29
8 (495) 363-44-29

Что ждет малое предпринимательство в условиях продолжающейся борьбы с распространением коноравирусной инфекции и новой масштабной атаки со стороны коронавируса COVID-19, наблюдаемой во многих странах мира, в т.ч. и в России? – Попробуем ответить на этот вопрос в рамках сегодняшней публикации на нашем сайте для предпринимателей.

В середине лета 2020 года казалось, что российский малый бизнес, включая и субъектов МСП Московской области, пережил «девятый вал» пандемии коронавируса COVID-19, и теперь у него одна задача: оправившись от потерь, вернуться на исходные позиции, занимаемые в конце прошлого года, а затем – продолжать поступательное движение вперед. Хотя, конечно, доля пессимизма в оценках ситуации с коронавирусным кризисом в бизнес-сообществе присутствовала.

В конце сентября 2020 года опубликованы данные крупного мониторингового исследования Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на базе результатов ежеквартальных опросов Росстата в первой половине этого года субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории ряда регионов РФ. В опросах приняли участие свыше 3,7 тыс. промпредприятий, 4,5 тыс. стройфирм, порядка 6,5 тыс. предприятий розничной и оптовой торговли.

Для большинства респондентов кризис, вызванный пандемией коронавируса COID-19, обернулся в первой половине 2020 года значительным спадом деловой активности. При этом в наибольшей степени пострадали такие отрасли из попавших в исследование, как розничная торговля и строительство, в них зафиксировано рекордное за прошедшие 7 лет падение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ):

По уровню рискоустойчивости, характеризующей сопротивляемость к коронакризису, розничная торговля продемонстрировала наиболее низкую сопротивляемость. При этом самые высокие темпы уменьшения рискоустойчивости зафиксированы в оптовой торговле и строительстве – наиболее зависимых отраслей от отложенных эффектов, вызванных падением спроса.

Сверхсложным для малого бизнеса оказался второй квартал 2020 года, на который пришелся пик действия ограничений, введенных для противодействия распространению коронавирусной инфекции. По данным исследования, для малых предприятий в этот период оказались ключевыми следующие лимитирующие факторы (указана доля организаций от их общего числа в %):

Как видно, определяющим фактором для субъектов малого бизнеса является влияние барьеров в сфере спроса: для предприятий торговли — недостаточного платежеспособного спроса, для стройфирм — недостатка заказов на работы, для промпредприятий — недостаточного спроса на продукцию. Упала и уверенность малых предприятий в возможном восстановлении докризисной динамики развития во второй половине 2020 года, что выразилось в прогнозных оценках участников опросов (данные получены в мае этого года):

Транслируется ли вся эта картина на ситуацию в малом бизнесе Московской области? Частично – да, при этом в начале третьего квартала 2020 года ситуация в Подмосковье выглядела достаточно оптимистично. Как отмечалось в публикациях на нашем сайте, в Подмосковье даже в условиях пандемии удалось сохранить (и даже увеличить за три весенних месяца на 1,3 тысячи) численность субъектов МСП, в Московской области зафиксирован значительный рост онлайн-торговли (хотя традиционная розничная торговля в пик пандемии понесла значительные потери), расширяется нестационарная торговля, открываются новые стационарные торговые объекты, большие инвестиции направляются в регионе и в строительную сферу

Сохранится ли этот оптимизм теперь, когда коронавирусная волна вновь накрывает регионы России? Судя по всему, повторения масштабного локдауна, фактически обрушившегося на бизнес во втором квартале 2020 года, не будет – к борьбе с коронавирусом все более готовы и медики, и государство, и население, и предприниматели. А это означает, что в Московской области, учитывая ее особую роль в экономике страны, деловая активность по-прежнему будет сохраняться, хотя, наверное, реализацию новых затратных бизнес-проектов в сегменте малого и среднего бизнеса подмосковным предпринимателям лучше отложить на весну-лето 2021 года, когда, вероятно, над COVID-19 будет одержана полная и безоговорочная победа.

Обсудить на форуме для предпринимателей

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет