С приходом весны российский бизнес получил от незваного гостя со звучным именем COVID-19 целый букет проблем, включая вполне ощутимые «нефтяные нотки». Словом, наметился этакий локальный «туннельчик», в котором оказалось предпринимательство. Как скоро забрезжит «свет в конце туннеля» для субъектов МСП Москвы и Московской области? О ближайших перспективах бизнеса Московского региона в условиях продолжающегося «коронавирусного кризиса» рассказывается в сегодняшней публикации на нашем сайте для предпринимателей.
В течение прошедшей недели с подмосковного фронта борьбы с распространением коронавируса COVID-19, казалось бы, начали поступать хорошие вести, и ряд предприятий региона получил возможность возобновить работу при выполнении определенных требований. Однако, статистика заболеваний COVID-19, становящаяся все тревожнее с каждым днем, вынудила вновь ввести ряд ограничений на предпринимательскую деятельность и жизнь граждан: например, в столице и Подмосковье приостановили стройки, а с 15 апреля передвигаться по Московскому региону можно будет только по цифровым пропускам.
Сможет ли бизнес оставаться на плаву в таких условиях? Ведь он является частью общества и поэтому вынужден «плыть по течению», ставя сейчас перед собой, если переходить на язык спасателей, одну задачу: держать голову над водой и, если удастся, не утонуть. Что же делать, чтобы успешно справиться с коронавирусной напастью и ее последствиями для экономики?
В эти выходные дни на улицах Москвы и подмосковных городов наблюдалась характерная картина: многие пешеходы (более половины идущих по своим делам людей) были без масок или респираторов, а значит, либо (если, к несчастью, они уже попали в число инфицированных) являлись распространителями коронавируса, либо могли стать его легкой добычей. Возможно, именно это обстоятельство и явилось основной причиной желания властей заставить население «самоизолироваться». Хотя, наверное, рациональный выход из этой ситуации только один: за счет государства обеспечить ВСЕХ защитными масками или респираторами, одноразовыми перчатками или антисептиками (как вариант, раздать бесплатно) – и только тогда жестко карать за невыполнение требований по противодействию распространению коронавирусной заразы и наказывать людей административными штрафами.
В одной из публикаций на нашем сайте определялась «цена вопроса»: достаточно затратить около 5 тысяч рублей в месяц на защиту одного человека (и это даже по теперешним спекулятивным ценам на маски и респираторы). Ежемесячные затраты для обеспечения такой «коллективной защиты» от COVID-19 всего трудоспособного населения Подмосковья составляют порядка 20 миллиардов рублей. Уже известно, что только в первую «нерабочую неделю» поддержка бизнеса в Московской области обойдется региональному бюджету в 15-17 миллиардов рублей (не считая резкого уменьшения доходов предпринимателей и работников, занятых на предприятиях Московской области, а также значительных потерь от поступлений налогов из региона в бюджетную систему РФ). Кстати, это всего на пару миллиардов рублей меньше планируемых затрат на замену бордюров в столице – видимо, одной из приоритетных социально-экономических задач, стоящих перед столичной мэрией. Так что, думается, средства на создание такой коллективной защиты для всего Московского региона есть, как и ответ на вопрос «Что делать?». Тем более, что, по китайским данным, стоимость лечения одного заболевшего COVID-19 в среднем составляет порядка $3 тыс., а тяжелобольных пациентов – более $21 тыс.
И здесь, наверное, будет уместен пример эффективной борьбы на государственном уровне с коронавирусом COVID-19. Речь идет о независимом Тайване с населением 24 миллиона человек (примерно как в Московском регионе), расположенном рядом с материковым Китаем, на территории которого зародилась пандемия, поразившая мир. Несмотря на многочисленные связи и контакты с Китайской Народной Республикой, включая регулярное авиа- и морское сообщение, на весь этот государство-остров сейчас приходится менее 400 заболевших коронавирусной инфекцией (из них только 6 умерло). Решающую роль в столь впечатляющем успехе сыграли несколько факторов, главные из которых – оперативная организация производства масок и обеспечение ими всех жителей и гостей Тайваня, дисциплинированность и ответственность населения, выявление всех контактов инфицированных коронавирусом, налаженная система здравоохранения и оказания медицинской помощи, а также проведение массового тестирования на COVID-19.
Похоже, сейчас уже можно ответить и на вопрос «Кто виноват?»: представители ВОЗ с самого начала возникновения пандемии с упорством, достойным лучшего применения, утверждали (и продолжают утверждать), что маски здоровым людям не нужны (т.к. ослабляют «бдительность человека» и т.п.), их должны носить только медработники и заболевшие люди. Эта мысль не раз звучала с российских телеэкранов в самых разных передачах и транслировалась в ряде СМИ (как в РФ, так и в других странах).
На Тайване не поверили ВОЗ – и оказались правы. В России пока возможно последовать примеру тайваньских властей: судя по публикуемым данным по распространению коронавирусной инфекции в РФ, еще не поздно пойти по тайваньскому сценарию. Или же нас (и это – в лучшем случае) ожидает такое же развитие событий, как в Турции. На свежих видео из этой столь полюбившейся российским туристам страны для отдыха по системе «всё включено» видно, что значительная часть турецкого населения на улицах масками не пользуется.
Тем не менее, там пока уровень заболевания COVID-19 ниже, чем, например, в Англии или Италии. Возможно, это связано с проведением в Турции массовой вакцинации детей противотуберкулезной прививкой БЦЖ. Как показывают статистические исследования, в странах с обязательной вакцинацией БЦЖ коронавирусная инфекция захватывает меньше жителей, чем в странах, где она не обязательна или не делается вовсе. В этом смысле повезло жителям Восточной Германии: их коронавирус COVID-19 поражает меньше, чем немцев, проживающих в западной части ФРГ. В России вакцина БЦЖ обязательна уже много лет – и это большой «плюс» в нашей борьбе с пандемией.
Поэтому надежда на позитивное изменение ситуации на «коронавирусном фронте» есть, но только при условии использования всеми россиянами в публичном пространстве средств индивидуальной защиты. Естественно, их обязательно нужно применять для всех работников пока еще функционирующих производств и сотрудников в офисах действующих организаций и предприятий. Необходимо также использование антисептиков и соблюдение социальной дистанции (не менее 1,5 метра) между сотрудниками на рабочих местах.
Судя по всему, наименее уязвимыми к пандемии коронавируса являются государства и регионы с однородным (не в этническом, а в ментальном смысле) населением, способном дисциплинированно и оперативно откликаться на любые вызовы. Видимо, как раз неоднородностью населения из-за большого притока мигрантов в течение длительного времени (в связи с необходимостью заполнения низкооплачиваемых рабочих мест) можно объяснить столь большой процент заболеваемости и смертности в странах Европы с высоким ВВП. Аналогичные процессы наблюдаются и в США, где часть афроамериканского населения крайне пренебрежительно отнеслась к рекомендациям об использовании средств индивидуальной защиты, максимальной изоляции и соблюдении социальной дистанции. Кстати, в этих развитых государствах ввиду отсутствия необходимости не проводится и обязательная вакцинация БЦЖ.
«Коронавирусная атака» на бизнес включила в себя ряд составляющих, заставив предпринимателей из-за крайне неблагоприятных условий пересмотреть и переориентировать свою деятельность. Усугубило негативное воздействие COVID-19 и вызванное обвалом цен на нефть падение курса рубля. Как и предполагалось в предыдущей публикации на сайте ЦРП МО, Саудовская Аравия и РФ в рамках ОПЕК+ договорились о стабилизации объемов добываемой нефти и, как следствие, ее стоимости. Правда, по последствиям для РФ подписанное соглашение один известный эксперт-нефтяник (вице-президент и совладелец компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун) сравнил с Брестским миром, которым Советская Россия завершила Первую мировую войну. Что ж, «худой мир лучше доброй ссоры», главное, рубль на некоторое время укрепится, а это в период кризиса для бизнеса, а особенно – субъектов МСП, очень важно.
Хочется надеяться, что подписанное соглашение подвигнет правительство РФ на расширение планируемых им мер поддержки бизнеса, включая малое и среднее предпринимательство. Сейчас большинство из предложенных мер сводится либо к предоставлению отсрочек тех или иных платежей в «нерабочий период», либо к предоставлению кредитов под льготные проценты, например, на выплату заработной платы сотрудникам, находящимся в самоизоляции. Причем зарплата за работниками в этот период должна сохраняться даже тогда, когда у них нет возможности работать в удаленном режиме. По сути, на российских работодателей возложили оплату вынужденных «отпусков» таких сотрудников, что для многих субъектов МСП в отсутствии доходов из-за временной приостановки деятельности становится неподъемной ношей. Если же они не хотят влезать в долги (а подъема экономики, судя по всему, в ближайшем будущем не предвидится), для значительной части малого и среднего бизнеса остается один выход – банкротство.
В создавшихся реалиях большинству субъектов МСП нужна прямая финансовая поддержка в той или иной форме, например, в виде налоговых каникул или предоставления займов на выплату зарплаты, которые, как в США, могут стать субсидиями, если предприятие по окончании «нерабочего периода» сохранит рабочие места. Для спасения малого бизнеса в «коронавирусный кризис» американским «акулам капитализма», численность сотрудников которых не превышает 500 человек, предоставляются кредиты на выплату зарплаты, оплату аренды и коммунальных услуг на сумму до $10 млн по льготной ставке в размере 1%. В случае, если предприятие не уволит сотрудников, кредит (вместе с процентами), потраченный на такие расходы в течение 8 недель в период с 1 марта по 30 июня 2020 года, возврату не подлежит, фактически трансформируясь в грант. Пусть до 10 миллионов не долларов, а хотя бы рублей – какой российский предприниматель отказался бы от такой поддержки?
На государство надейся – но сам не плошай! В любом случае предпринимателям нужно особое внимание обратить на работу в удаленном режиме и рассмотреть все возможности онлайн-деятельности, упрочив и расширив свое присутствие в Интернет-пространстве. Например, в электронном формате можно оказывать многие маркетинговые и бизнес-услуги. А начинать нужно с оформления усиленной квалифицированной электронной подписи. Тогда и коронавирус будет не так страшен, как его малюют.
Обсудить на форуме для предпринимателей