Тема сегодняшней публикации на нашем сайте для предпринимателей – состояние и развитие конкурентной среды в Подмосковье.
В первой декаде марта 2021 года был утвержден объемный доклад Комитета по конкурентной политике региона по развитию конкуренции в Московской области в 2020 году, данные которого в части мониторинга и анализа ситуации в этом направлении на товарных рынках Подмосковья используются в настоящей публикации.
В прошлом году предпринимателям пришлось работать в условиях пандемии коронавируса COVID-19, существенно повлиявшей на бизнес-деятельность во всех сегментах экономики. Тем не менее, даже в наиболее пострадавших отраслях бизнес Подмосковья смог устоять в условиях коронакризиса, несмотря на значительные потери на «фронте борьбы» с коронавирусной инфекцией и введенных в связи с пандемией ограничений. При этом уровень развития конкуренции оценивался почти половиной опрошенных предпринимателей региона (47%) как умеренный. 29% респондентов считают конкуренция высокой, а 13% – очень высокой. 6% оценивают конкуренцию как слабую, и только 3% говорят об отсутствии конкуренции на том товарном рынке, где они работают. В опросе участвовало более 6260 представителей бизнеса в 63 муниципальных образованиях Подмосковья.
На предпринимательскую деятельность в Московской области, помимо ограничений, введенных в связи с пандемией, значительное влияние оказало и уменьшение на 4,8% спроса в первые семь месяцев 2020 года в сравнении с таким же периодом 2019 года. По статистическим данным по Московскому региону, включающему Москву и Подмосковье, индекс среднедушевых доходов населения в первом квартале прошлого года составлял 103,7%, во втором – уже 87,6%, а в третьем квартале немного увеличился – 94,3%.
В пик коронакризиса доходы населения упали на 16%, при этом во втором квартале 2020 года в структуре всех денежных доходов населения снизились и доходы от бизнес-деятельности. По статистическим данным за 11 месяцев прошлого года, например, объем платных услуг населению Подмосковья (в сопоставимых ценах) упал по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 16,4%, опустившись до уровня 425,2 млрд рублей.
Наиболее низкий уровень конкуренции зафиксирован на рынках сбора и транспортирования ТКО (5%), среднего профобразование (7%) и теплоснабжения (7%). На 18% в 2020 году по сравнению с предыдущим годом увеличился уровень конкуренции на рынках перевозки пассажиров и багажа легковым такси, инновационной продукции (+6%), общепита (+5%), производства кирпича (+4%), фермерской продукции (+3%).
Уровень конкуренции в Московской области
Оценка предпринимателями уровня конкуренции в Московской области в разрезе сегментов бизнеса за последний год
Оценка количества конкурентов для бизнеса
Несмотря на все проблемы 2020 года, 56% опрошенных предпринимателей считают, что количество их конкурентов на локальных рынках за 3 последних года выросло. 10% придерживаются противоположного мнения, а около четверти респондентов не отмечает значительных изменений по числу конкурентов – хозяйствующих субъектов.
Для 2020 года характерно снижение у предпринимателей уровня удовлетворенности количеством поставщиков товаров и услуг для бизнеса. Доля удовлетворенных респондентов уменьшилась по сравнению с показателем 2019 года с 77% до 68%.
Уровень удовлетворенности состоянием конкуренции между поставщиками
Удовлетворенность состоянием конкуренции между поставщиками в разрезе видов бизнеса
Хозяйствующие субъекты Подмосковья среди мер по повышению конкурентоспособности называют: улучшение качества обслуживания клиента (39%), снижение цен на продукцию/работы/услуги (36%), рекламная поддержка бизнеса (29%), улучшение качества реализуемой продукции/работ/услуг (28%), обучение и переподготовка персонала (28%).
В арсенале хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках Подмосковья, используются разнообразные способы конкурентной борьбы. Среди наиболее признанных большинством предпринимателей: улучшение качества обслуживания (89% считают приемлемым, 6% - нет) и реализуемой продукции (81% и 10% соответственно).
Реже всего представители юрлиц подтверждают готовность нелестно отзываться о продукции/товарах/услугах конкурентов (данный способ приемлем лишь для 14% опрошенных и неприемлем для 81%) или приукрашать реальные свойства своих товаров/работ/услуг (приемлем для 23%, неприемлем для 73%).
Обсудить на форуме для предпринимателей