Количество самозанятых в России растет значительными темпами. Если весной ФНС отчитывалась о близком достижении психологически значимого порога в 5 миллионов, то сейчас высказываются предположения, что к концу 2022 года уже прогнозируется превышение шестимиллионного значения. В Московской области в начале сентября было зафиксировано 422 тысячи плательщиков налога на профессиональный доход, как официально называются самозанятые. А, например, в Москве ежемесячно регистрируются в этом статусе 30 тысяч человек, т.е. около 1000 в день.
Многие авторитетные организации, среди которых, например, НИУ ВШЭ, «НЭО Центр» и FinExpertiza, активно занимаются изучением деятельности самозанятых или, как иногда говорят, «новой платформенной экономики». Мы изучили данные нескольких исследований и делимся их результатами с нашими читателями.
Согласно данным ФНС, основные сферы деятельности, в которых заняты самозанятые – это ремонтные и строительные работы, маркетинговые услуги, услуги по доставке, а также перевозка пассажиров.
За три года самозанятые в России задекларировали доходы на 1,1 трлн рублей и уплатили с них НПД на 40 млрд рублей (ставка 4%, если услуги оказаны физическим лицам, и 6%, если клиент – юридическое лицо).
Средний возраст самозанятого – 30-40 лет. Интересно, что более 60% среди них – это люди, родившиеся в 1985-2003 гг. 35% самозанятых старше – они родились в диапазоне между 1964 и 1984 годами, 5% - жители России пенсионного возраста и лишь 1% - те, кто младше 20.
Большой стресс в работе самозанятых вызвали события 24 февраля 2022 года и последовавшее за ними санкционное давление западных стран. Впрочем, это сказалось в первую очередь не на нарушении выстроенных бизнес-процессов, а на снижении спроса на товары и услуги со стороны потребителей. 80% опрошенных в ходе исследования «НЭО Центра» самозанятых отметили значительные изменения на их рынках сбыта.
Главным инструментом преодоления негативных последствий внешних факторов стал набор шагов, которому авторы исследования дали определение «низовая диджитализация». Почти треть опрошенных заявили о расширении списка услуг, предоставляемых онлайн, и услуг формата «дистанционный помощник»; о начале или расширении продвижения своих товаров и услуг через цифровые платформы и маркетплейсы; о более активном продвижении товаров и услуг в социальных сетях и развитии личного интернет-представительства.
Многие самозанятые опасаются рисков увеличения налогового бремени. Это происходит на фоне поступающей из правительственных кругов информации о возникшем и запланированном на будущее дефиците бюджета. Результаты опросов показывают, что в обществе существует запрос на законодательное закрепление действующего порядка, чтобы у самозанятых была уверенность в завтрашнем дне. 68% участников исследований опасаются внезапных изменений правил игры, под которыми они понимают именно ужесточение государственного контроля своей деятельности.