Программа предоставления кредитных каникул для заемщиков российских банков начала действовать в марте 2022 года и будет продолжаться до конца сентября. Заемщикам предоставили возможность уменьшить обязательные платежи или получить отсрочку. Однако и физические, и юридические лица сталкиваются с отказами банков в предоставлении кредитных каникул из-за несоответствия требованиям или существующих просрочек.
Как пишет «Коммерсантъ», речь может идти о десятках тысяч случаев. Точное количество поданных заявок и отказов подсчитать невозможно из-за того, что Сбербанк, крупнейший игрок на кредитном рынке России, не раскрывает такую информацию. Но есть данные по другим банкам из топ-30.
Например, в ВТБ за март поступили 7 тысяч обращений, процент отказов не раскрывается. В Райффайзенбанке удовлетворили примерно половину из 3,5 тысяч заявок. В Росбанке называют цифру в 1,2 тысячи заявок и 370 одобрений.
В среднем, исходя из данных, полученных от банков, количество одобрений кредитных каникул – меньше половины.
«Отказники» начинают жаловаться в Центробанк. Регулятор не называет количество обращений массовым, но признает, что оно растет.
Банкиры называют основными причинами отказов в предоставлении кредитных каникул следующие: сумма кредита превышает максимальную, установленную законом, у клиента имеются просрочки платежей или уже одобренные ранее каникулы. По информации Райффайзенбанка, эти три причины объясняют 95% отказов.
Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) напоминает, что у заемщика есть право не согласиться с отказом банка и защита прав предпринимателей предполагает возможность обратиться в суд с требованием признать право на отсрочку и даже изменить условия договора.
«Коммерсант» приводит слова руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой о необходимости корректировки закона о кредитных каникулах. Она считает, что справедливо было бы зафиксировать расчет лимитов исходя из остаточной суммы долга на момент подачи в банк заявки на каникулы.