Летом 2022 года сервис доставки из ресторанов «Яндекс.Еда» стал владельцем агрегатора-конкурента Delivery Club. Это произошло в результате масштабной сделки по обмену активами между Яндексом и VK. Издание IncRussia опубликовало статью, в которой основатель сервиса доставки Broniboy Иван Труфанов рассказал о проблемах, которые появились у владельцев небольших кафе и ресторанов за прошедшее с момента объединения двух «гигантов» время, а также о возможностях, которые появляются на этом фоне у малого бизнеса.
Повышение комиссии
Комиссия для партнеров «Яндекс.Еды» в среднем составляет 20-25% за обслуживание заказа. Во время существовавшей конкуренции между Яндексом и Delivery комиссия при стандартных условиях сотрудничества не была меньше, но сервисы старались привлекать рестораны эксклюзивными предложениями и различными промо-акциями, а также обеспечивали приток заказчиков, используя разнообразные маркетинговые инструменты. От этой внутривидовой борьбы выигрывали все, включая и партнеров агрегаторов.
Сейчас же, используя фактически монопольное положение на рынке, «Яндекс.Еда» формирует новую реальность – эксклюзивных предложений становится меньше, борьба за привлечение новых партнеров становится не такой ожесточенной.
«Ситуация, в которой на рынке только один агрегатор, для ресторанов крайне неудобна. При таком раскладе они неизбежно оказываются в проигрыше, потому что попадают в слабую позицию, где им могут диктовать условия без какой-либо альтернативы. Плюс пропадают дополнительные бонусы, которые несет за собой конкуренция между агрегаторами, — хорошая техническая поддержка, желание разбираться с проблемами ресторанов, прислушиваться к пожеланиям, выдавать какие-то рекламные материалы, и т. д.», - рассказывает Иван Труфанов.
Рост затрат на рекламу
Слияние двух лидеров рынка привело к объединению баз данных их партнеров. При этом аудитория потребителей при объединении увеличилась в меньшей степени. Это означает, что конкуренция внутри самих сервисов между ресторанами значительно выросла. Сильнее всего от этого пострадают маленькие рестораны. Если крупные сети могут привлекать заказы, используя силу своих брендов, то небольшим заведениям придется увеличивать затраты на рекламу внутри самого агрегатора. Сумма затрат здесь оценивается в диапазоне 20-50 тысяч рублей на одну точку независимо от количества заказов.
Потеря эксклюзивности
Раньше оба крупных сервиса при работе с партнерами внимательно относились к обсуждению условий – снижали комиссии, бесплатно предоставляли рекламные возможности, давали гарантии по обеспечению определенного уровня продаж, а если это сделать не удавалось – компенсировали потерю прибыли живыми деньгами. Теперь эта практика сходит на «нет».
Все это в результате приводит к повышению цен, после объединения большинство позиций меню уже подорожали на 10-15%, и этот процесс будет продолжаться. Это естественным образом скажется на спросе. В первую очередь, опять же, пострадают небольшие рестораны, которые не могут привлекать клиентов только за счет силы бренда.
Объединение крупных сервисов предполагает реализацию процесса интеграции ресторанов, курьеров и команд. По оценкам Труфанова, такая ситуация продлится еще минимум полгода.
Все вышеперечисленные сдвиги, к которым приведет слияние «Яндекса» и Delivery, создают запрос на конкурентов для монополиста. Например, о своем намерении выйти на этот рынок уже заявил «СберМегаМаркет», по некоторым данным, пилотные тесты и оценку возможностей проводит «ВкусВилл».
«Если запрос на рынке есть, он обязательно найдет свой ответ, место пустовать не будет. И его не обязательно займут только гиганты — у малого и среднего бизнеса тоже есть шанс бороться с гигантами», - считает основатель Broniboy, имея в виду, в первую очередь, конечно, себя, но и не только.
Предполагаемое появление новых агрегаторов открывает возможности и для заведений общепита. Выход на рынок доставки еды новых игроков будет сопровождаться масштабными маркетинговыми акциями, а при подключении партнеров новые сервисы будут вынуждены предоставлять более интересные условия с целью формирования большой ассортиментной карты. Небольшим компаниям следует внимательно следить за изменениями и не пропустить момент, когда заключение договора с новыми агрегаторами может быть очень выгодным: как развитие уже имеющегося дела или как начало малого бизнеса.