До событий февраля 2022 года услугу рассрочки на приобретаемые товары своим клиентам предлагали не более 20% компаний малого и среднего бизнеса. На данный момент о внедрении такой практики заявили уже 35% предпринимателей, еще 30% планируют сделать это в ближайшем будущем, а каждая пятая компания находится в процессе выбора способа предоставления рассрочки. Лишь 15% компаний считают, что такой инструмент повредит их бизнесу. Статистические данные предоставлены сервисом по предоставлению рассрочки Flexipay.
Предоставление рассрочек стало ответом на ситуацию, когда бизнес весной вынужден был резко повысить цены на свою продукцию. В «Тинькофф», Совкомбанке и «Яндекс Маркете» подтвердили рост спроса со стороны бизнеса и россиян на подключение к своим сервисам: с февраля-марта в сегменте одежды и обуви выросло на 60%, косметики — на 45%, товаров для дома — на 80%, а, например, медицинских услуг — на 65%.
Сегмент BNPL (buy now pay later, «покупай сейчас — плати позже») начал набирать популярность в России в период пандемии. На этом рынке уже работают «Тинькофф» (под брендом «Долями»), «Яндекс» (сервис «Сплит»), ЦФТ (PayStep) и маркетплейс Ozon. В начале этого года карты рассрочки также запустили в Совкомбанке, а сервис «Дели на части» — в МФО «Арифметика» (входит в OR Group).
Этот сегмент кредитования в розничной торговле не имеет законодательного регулирования. Опасность для клиентов при такой услуге — отсутствие договора потребительского кредитования, что означает наличие ограничения по уступке прав по таким договорам и предельного значения штрафа за просрочку. Кроме того, данные о подобных обязательствах отсутствуют в бюро кредитных историй, что не позволяет профессиональным кредиторам верно оценить долговую нагрузку граждан при обращении за ссудами.