Лизинговая отрасль столкнулась сразу с рядом существенных проблем: рост ученой ставки Центробанка, дефицитом объектов лизинга и финансовыми трудностями. Несмотря на то, что ставка ЦБ уже снизилась, одного этого факта явно недостаточно для стабилизации ситуации на рынке. Основной проблемой является дефицит объектов лизинга. И решить ее в ближайшей перспективе вряд ли удастся.
Статистика показывает, что в начале второго квартала лизинговые компании резко снизили показатели. В апреле было заключено 10,8 тысяч договоров на 19,5 тысяч объектов лизинга (это разнообразные транспортные средства, строительная и спецтехника, промышленное оборудование и т.д.). В феврале эти цифры были минимум в 2 раза выше. Льготный лизинг, предлагаемый по различным программам поддержки, ситуацию спасает лишь отчасти.
Ситуация на лизинговом рынке осложняется еще и тем, что имущество, передаваемое по договорам, значительно выросло в цене. Так, например, по сравнению с прошлым годом цены на автомобили в средней выросли на 20%. В сочетании с увеличенной на 10% ставкой это приводит к увеличению лизинговых платежей минимум на 30%.
Александр Сараев, директор по рейтинговой деятельности «Эксперт РА», считает, что выходом для лизинговой отрасли станет, например, возможность работы с техникой, бывшей в употреблении. Для этого необходимо законодательно проработать механизм выкупа б/у техники у физических лиц.
«Резко выросла стоимость заемных средств, кроме того, банки перестраховываются, и лизинговым компаниям трудно получить новые транши. В итоге лизинговым компаниям приходится более осторожно подходить к наращиванию портфеля», — рассказал «Коммерсанту» господин Сараев.
Снижение учетной ставки ЦБ смягчает ситуацию, но не исправляет положение полностью, а даже в какой-то мере делает хуже. Удешевление кредитов приводит к росту спроса на технику со стороны лизингополучателей, но ее количество заметно сокращается, а новые поступления ничтожно малы и не могут удовлетворить запросы.