Достоверных данных о количестве российских граждан, переехавших за рубеж, фактически нет. По крайней мере, официальные российские органы их не публиковали. По различным данным, речь может идти о миллионах россиян. Например, только в сентябре 2022 года в Казахстан уехали около 200 тысяч россиян, в Грузию — 70 тысяч и в Армению — 60 тысяч. Сколько из них вернулись – также достаточно трудно определить.
Российские работодатели, столкнувшиеся с отъездом своих сотрудников, по-разному реагируют на данный факт. Кто-то разрывает трудовые отношения, кто-то пытается их сохранить, несмотря ни на что. В последнем случае само по себе перемещение работника может сказаться на его работе не так сильно, как появляющиеся трудности, связанные с оплатой труда.
Одна из таких проблем – потенциальная потеря сотрудником статуса налогового резидента в России. Для этого достаточно более 183 дней находиться за ее пределами в течение одного года. При этом обязанность выступать в качестве налогового агента для работодателя теряется, платить НДФЛ должен сам сотрудник. Однако здесь иногда возникает ситуация, когда работающие удаленно не сообщают о своей релокации. Соответственно, работодатель продолжает уплачивать налоги и взносы, что приводит к нарушению законодательства.
Для оптимизации расходов и соблюдения законодательства на помощь малому бизнесу приходят следующие схемы:
-
оформляют выплаты сотрудникам как займы с последующим их списанием на расходы, которые можно не учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль;
-
предоставление работникам неоплачиваемого отпуска с выплатой бонусов, относительно которых также не возникает обязанность платить налоги;
-
вывод сотрудников за штат, продолжение сотрудничества вне официального поля.
Однако при использовании любого из этих вариантов сохраняется проблема непосредственного перечисления денег. Это связано, с одной стороны, с тем, что западные платежные системы прекратили обслуживание ранее выпущенных карт – сотрудник, получивший выплату на карту, эмитированную российским банком, попросту не сможет ей воспользоваться в других странах. С другой стороны, отправитель денег может попасть под санкции, особенно если выплаты будут довольно значительными и регулярными, чтобы обратить на себя внимание контролирующих органов. Также многие российские банки сами находятся под санкциями и попросту не имеют возможности проводить трансграничные платежи в связи с отключением от SWIFT.
Для обхода санкций применяется следующая схема: работнику выпускается карта в несанкционном банке, на нее переводятся зарплатные деньги, до этого поступившие от работодателя на счет в банке под санкциями, а далее уже эти средства перечисляются куда-либо еще. В таком случае западные регуляторы не могут определить источник происхождения денег, и они считаются изначально принадлежащими непосредственно человеку.
Одним из самых популярных способов перевода заработной платы находящимся за границей сотрудникам является использование систем денежных переводов – таких, как «Золотая корона», «Юнистрим» и т.д. Этот вариант позволяет как переводить деньги на карты западных банков, так и дает возможность получить их в наличном виде в различных странах через сеть партнеров систем. Данный метод связан с некоторыми неудобствами оформления таких платежей в массовом порядке, а также приводит к дополнительным расходам в виде комиссий за услуги(для каждого направления переводов они разные и могут отличаться в разы). К тому же, от внезапного попадания под санкции не застрахована ни одна финансовая организация, работающая в России.