Однако запрет на выездные налоговые проверки в текущем году распространяется только на компании в IT-сфере, так что расслабляться не стоит. На сегодняшний день законодательство предусматривает ряд оснований для проведения таких мероприятий, поэтому имеет смысл разобраться, что же все-таки делать, если в офис нагрянули сотрудники ФНС, и как обезопасить себя от нарушения прав предпринимателей.
Зона риска
Как уже было сказано выше, перечень оснований довольно обширен и включает 10 позиций.- Налоговая нагрузка меньше среднего показателя по отрасли или виду деятельности. Чтобы определить риск, нужно сравнить показатели компании со статистикой на сайте ФНС. Правда, в настоящий момент это сделать не получится, так как ведомство еще не опубликовало данные за 2023 год.
- Доля вычетов по НДС равна или превышает 89% от суммы, начисленной за 12 месяцев.
- На протяжении двух и более лет организация работает с убытком.
- Суммы расходов превалируют над объемом доходов.
- Зарплата персонала ниже, чем по отрасли в целом, либо является «серой».
- Дважды за год (или более) предприятие приближалось к лимитам по по спецрежимам.
- Организация не предоставила данные по запросу ФНС.
- Рентабельность компании на 10% ниже, чем в среднем по отрасли.
- Сотрудничество с компаниями-однодневками. Данный риск можно минимизировать, если заранее проверять контрагентов в специализированных сервисах или в нашем реестре недобросовестных предпринимателей.
- Только для ИП: если сумма профессионального налогового вычета превышает 83% от всего годового дохода.
Подготовка к проверке
В идеале компания всегда должна быть готова к контрольному мероприятию со стороны ФНС. Это не так сложно, если соблюдать все требования учета: необходимые документы должны быть в наличии, иметь подписи ответственных лиц и не содержать никаких пометок.После уведомления о предстоящей проверке не помешает соответствующим образом подготовить помещение: в нем должна быть только та документация, что имеет прямое отношение к проверке.
Обзаведитесь журналом проверок. В нем инспекторы самостоятельно должны зафиксировать дату, время и цель визита.
Кроме того, сотрудников также стоит предупредить о приближающемся мероприятии и проинструктировать, как вести себя в присутствии проверяющих. Например, напомнить, что любые действия инспекторов должны осуществляться только в присутствии руководителя организации или уполномоченного лица.
Визит налоговой
Первым делом необходимо попросить инспекторов представиться и предъявить служебные удостоверения и решение о проведении проверки. Данные проверяющих — ФИО, звание, должность — стоит переписать, так как в будущем они могут понадобиться.К слову, ряд предпринимателей рекомендует запросить у инспекторов контактный номер их начальника и позвонить по нему, чтобы удостовериться — а правда ли их направили в вашу компанию.
Решение о проведении проверки необходимо откопировать и сравнить его содержимое с данными из служебных удостоверений проверяющих. Само собой, если эти данные не совпадают, то у визитеров просто нет полномочий на проведение контрольного мероприятия.
Возможно, такие меры могут показаться излишней перестраховкой, но нужно понимать, что в ФНС, как и в других инстанциях, работают живые люди, которые в силу тех или иных причин могут совершать действия, нарушающие права предпринимателей. Зато если каждый шаг проверяющих был надлежащим образом зафиксирован, то впоследствии можно будет оспорить действия государственного органа.
В ходе проверки не помешает присутствие бухгалтера — он сможет без проблем найти любой документ. Это позволит существенно сократить затраты времени. Кроме того, для проверки рекомендуется выделить отдельное помещение, в котором не будут присутствовать другие сотрудники компании. В таком случае инспекторы не услышат их разговоры — пусть даже случайные — и не смогут воспользоваться такой информацией.
Если инспекторы хотят забрать с собой какие-то документы, попросите их оформить официальный запрос. Предприниматель имеет полное право не реагировать на устную просьбу проверяющих.
После поступления такого запроса необходимо назначить лицо, ответственное за передачу документации. Данный сотрудник должен будет тщательно проверить все бумаги и убедиться, что среди них нет лишних, которые не соответствуют запросу. И, конечно, обязательно сделать копии всех документов.
При этом у налогоплательщика есть право на отсрочку предоставления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ). Для этого нужно подать письменное уведомление об отсутствии возможности своевременно предоставить требуемую документацию, в нем требуется указать причину и дату предоставления. Но не стоит забывать, что налоговая может и отказать в отсрочке.
Также не помешает предупредить контрагентов о возможной встречной проверке — это позволит избежать расхождений в документах, если таковая случится.
После проверки
По итогам контрольного мероприятия проверяющие обязаны оформить справку с указание проверенных объектов и затраченного на инспекцию времени. Эта справка должна быть подписана каждым из проверяющих.В течение двух месяцев с даты оформления справки составляется акт — это обязательный документ, даже если на предприятии не было выявлено никаких нарушений. Если же таковые имели место, то они обязательно будут отражены в акте.
Его вручают в течение пяти рабочих дней. На нем должны стоять не только подписи проверяющих, но и представителя предприятия. Отказаться от подписи нельзя, так как это будет считаться уклонением от получения акта, что влечет за собой штраф в размере до 50 тыс. рублей.
Изложенные в акте выводы можно оспорить двумя способами: направить в инспекцию возражения или подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган (к ней необходимо приложить документы, обосновывающие вашу позицию). В обоих случаях на это дается 30 дней с моменты получения акта.
Кроме того, наш Центр развития предпринимательства оказывает юридическую поддержку малому бизнесу в сфере защиты прав предпринимателей. Наши специалисты дадут письменную консультацию и объяснят, как обжаловать действия должностных лиц (в том числе сотрудников налоговых органов).