Данная отметка влечет ряд неприятных последствий: от утраты доверия клиентов до юридической ответственности. Более того, наличие записи о недостоверности в течение полугода влечет исключение из ЕГРЮЛ.
Таким образом, чтобы обеспечить дальнейшую работу предприятия без финансовых потерь и ущерба для репутации, необходимо как можно быстрее устранить злополучную запись. Законодательством предусмотрено два варианта: подтверждение сведений (либо внесение изменений) либо оспаривание. В сегодняшнем материале разберем их подробнее.
Подтверждение сведений/внесение изменений
Перед внесением отметки о недостоверности ФНС направляет запросы с целью выявления актуальной информации. Ведомство может затребовать документы, подтверждающие статус директора (например, приказ о назначении) или фактическое местонахождение компании. Если организация не может подтвердить имеющиеся данные, то необходимо провести процедуру смены руководителя/адреса.В любом случае компании необходимо заполнить заявление по форме № P13014. Документ в обязательном порядке заверяется нотариусом, хотя есть исключение — подача заявления в электронном виде с электронной цифровой подписью руководителя.
Правда, в связи с недавними изменениями в законодательстве при смене директора подача заявления в электронном виде невозможна, так как документ требует обязательного нотариального заверения. В этом случае нотариус сам выступает заявителем и передает данные в ФНС.
Помимо заявления, требуется приложить еще дополнительные документы, но их состав зависит непосредственно от ситуации.
Итак, при смене адреса потребуются:
- протокол/решение о смене адреса;
- новая редакция устава либо изменения к нему (только если в актуальной редакции полностью прописан недействительный адрес);
- документы, подтверждающие новый адрес (выписка из ЕГРН или договор аренды с письменным согласием собственника).
Отметим, при смене адреса или директора все вышеуказанные документы компания должна подать в регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Направить их можно лично, по почте (с описью вложения), через нотариуса или МФЦ, а также непосредственно через сайт ФНС.
На рассмотрение бумаг ведомству отводится пять дней. В случае принятия положительного решения налоговая скорректирует данные в ЕГРЮЛ и устранит отметку о недостоверности.
Оспаривание недостоверности
В отдельных случаях, когда отметка отметка о недостоверности сведений поставлена неправомерно, имеет смысл оспорить данное решение ФНС, но лучше сразу же собрать все имеющиеся доказательства. Таковыми могут являться договоры аренды, поставки или купли-продажи с указанием адреса, акты выездных проверок других госструктур и другие документы.В первую очередь нужно попытаться урегулировать данную ситуацию в досудебном порядке, то есть обжаловать принятое решение в вышестоящей инстанции. Инспекция, которая приняла спорное решение, обязана предоставить информацию об органе, который занимается рассмотрением претензий в адрес ведомства.
Обращение можно составить как в письменной, так и в электронной форме. Форма жалобы утверждена Приказом ФНС № ММВ-7-9/645@ от 20 декабря 2019 года. В тексте нужно отметить, что данные в ЕГРЮЛ соответствуют действительности и приложить документальные подтверждения.
Рассмотрение обращения может занять от 15 дней до двух месяцев. В случае принятия положительного решения ведомство уберет из реестра злополучную отметку. В противном случае имеет смысл защищать свои права в суде.
При подготовке обращения в арбитражный суд стоит акцентировать внимание на необоснованность действий налоговой и достоверности представленных сведений. Опять же, все приведенные аргументы должны сопровождаться доказательной базой: договорам с контрагентами, актами приема-передачи документов и так далее. Кроме того, к заявлению нужно приложить копию решения инспекции и вышестоящего органа.
Рассмотрев все обстоятельства дела, суд может встать на сторону заявителя и обязать ФНС убрать отметку о недостоверности. Однако заранее стоит подготовиться к тому, что разбирательство вряд ли будет быстрым. Практика показывает, что юрлица нечасто готовы «бодаться» с налоговой, однако при наличии веских доказательств есть все шансы выиграть тяжбу.
Пример тому — небольшая компания из Хабаровска, зарегистрированная в одной из квартир жилого дома. В ходе проверки фактического местонахождения организации по указанному адресу ФНС не смогла попасть внутрь, так как в подъезде установлена железная дверь, а на звонок домофона никто не отреагировал. Также на входе в подъезд отсутствовали вывески с указанием компании. На этом основании ведомство приняло решение о внесении отметки о недостоверности сведений.
Однако арбитражный суд данные аргументы не принял, так как приведенные ответчиком факты не свидетельствуют о том, что компания не ведет деятельность по указанному адресу. Суд также обратил внимание на то, что помещение могло быть не оборудовано домофоном, а инспекторы не опросили других жильцов на предмет его исправности.
Истец, в свою очередь, смог подтвердить ведение деятельности по указанному адресу… уведомлением о принятии искового заявления к производству! Дело в том, что документ был направлен именно по спорному адресу и вручен адресату лично в руки, что стало убедительным доказательством наличия связи юрлица с зарегистрированным в ЕГРЮЛ местонахождением.