Изображение от wirestock на FreepikНа заре становления в России капитализма многие люди тут же начали открывать собственный бизнес. И без преувеличения можно сказать, что в девяностые годы произошел настоящий демографический взрыв микро- и малых предприятий. Количество всевозможных ИП и юрлиц зачастую перевешивало качество, а правоохранительные органы просто физически не могли поймать за руку всех недобросовестных бизнесменов.

Теперь, спустя более 30 лет, ситуация кардинально меняется. Цифровизация в значительной степени облегчила не только контроль за ведением бизнеса со стороны государства, но и межведомственное взаимодействие. Но, к сожалению, образ мыслей с тех пор изменился не у всех. Иные предприниматели и по сей день думают, что раз их бизнес совсем маленький, то и дела до них никому нет, а значит, мелкие налоговые прегрешения не так уж существенны.

У государства на этот счет другое мнение. В его глазах все представители бизнеса равны и в столь же равной степени обязаны соблюдать законы, платить налоги и предлагать сервис надлежащего уровня. Поэтому, разумеется, и ФНС, и МВД не замедлят почтить визитом нерадивого предпринимателя, который уповает на «авось не заметят». И пресловутые налоговые «грешки» могут обернуться вполне реальными сроками. 

Правда, под тяжелую руку системы могут волею случая могут попасть вполне законопослушные предприниматели, а потому лучше всегда быть готовым к любым неожиданностям. 

Как налоговая выявляет нарушителей?

Бизнес априори не может существовать в вакууме. Любая предпринимательская деятельность влечет создание деловых связей и цепочек: закончилось сырье — требуется закупить его у поставщика, клиент купил продукцию — фиксируется движение денежных средств, открывается новый филиал — заключается договор аренды или купли-продажи помещения.

В самом начале мы не зря упомянули цифровизацию. На сегодняшний день в арсенале ФНС свыше 20 различных программных комплексов, направленных на выявление недочетов и погрешностей в любой документации. Достаточно ознакомиться лишь с несколькими, чтобы осознать весь масштаб контроля.

Например, АСК НДС-2 специализируется на контроле за добавленной стоимостью. Если компания включает в налоговую декларацию сделку с контрагентом, который не уплатил налоги, а затем получает вычет, то система это тут же обнаружит. Другой комплекс, но с похожим названием — СУР АСК НДС-2 — отслеживает в цепи поставок наличие фирм-«однодневок». Выявление таковых может с легкостью спровоцировать выездную налоговую проверку.

Конечно, НДС применяется далеко не ко всем компаниям, но на этот случай есть и другие инструменты. Так, «ВНП Отбор» использует сравнительный метод анализа: она сопоставляет компанию с другими представителями отрасли и начисляет баллы по ряду критериев. Достаточно набрать определенное количество баллов, и все та же выездная проверка не заставит себя ждать.

Еще одна система — АИС «Налог-3» — анализирует движение финансов и наличие имущества. Это позволяет просчитать вероятность взыскания начисленной недоимки с провинившейся компании.

Признаки интереса со стороны ФНС

Как видно из предыдущего раздела, для ФНС не составит большого труда выявить подозрительные, по мнению ведомства, операции. Однако на одних подозрениях далеко не уедешь, а потому налоговая постепенно переходит к осторожным, но активным действиям. Понять, что налоговики проявляют к бизнесу основательный интерес, можно по следующим признакам:
  1. Поступило приглашение на налоговую комиссию. Предметом заседания может быть что угодно: зарплата сотрудников, убытки фирмы, налоговые платежи и так далее.
  2. Контрагенты компании и обслуживающий банк получили запросы от ФНС.
  3. Налоговая направила компании требование по сомнительным сделкам.
Обычно сочетание всех трех факторов влечет выездную налоговую проверку. Но «обычно» не значит «всегда». Если ФНС посчитала нецелесообразным приходить в компанию с проверкой, она вполне могла передать всю собранную информацию в Управление по экономической безопасности и противодействию коррупции (УЭБиПК). Такое право у нее есть в соответствии с заключенным соглашением с МВД, а порядок предоставления сведений регламентируется письмом №ПА-4-6/6929 «О порядке взаимодействия с МВД России от 22 апреля 2015 года.

Признаки интереса со стороны УЭБиПК

Одним из основных признаков, как и в предыдущем случае, является поступление запросов от правоохранительных органов поставщикам и в банк. Кроме того, о существенном интересе правоохранительных органов свидетельствуют следующие моменты:
  • сотрудников предприятия или контрагентов вызывают на опрос;
  • в компанию поступило требование предоставить документацию по финансово-хозяйственной деятельности.
В последнем случае не стоит сразу же бросаться за подготовку документов. Дело в том, что запрос должен быть соответствующим образом оформлен, чтобы иметь законное действие. В частности, он должен обладать следующим критерями:
  1. Обоснованность. Запрос должен опираться на конкретные нормы законодательства, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов полномочиями запрашивать необходимые сведения. Например, содержать ссылку на п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции».
  2. Правомерность. В запросе должен быть указан номер регистрации материала проверки в книге учета сообщений о правонарушении.
  3. Мотивированность. В документах должны содержаться сведения о конкретных обстоятельствах, которые указывают на прямое отношение запрашиваемых документов к материалу проверки. К слову, на практике данное требование выполняется далеко не всегда.
Если поступивший запрос не соответствует вышеприведенным критериям, то наилучшим решением будет ответное письмо с просьбой об устранении допущенных нарушений и повторной отправкой запроса.

Кроме того, силовики могут нагрянуть в офис для проведения обследования, если уголовное дело еще не возбуждено. Важно помнить, что в ходе данной процедуры изучению подлежат лишь те материалы, которые находятся в открытом доступе.

Если же уголовное дело уже возбуждено, то представители силовых структур могут провести выемку документов, но для этого им требуется постановление следователя. Сама процедура отличается от обыска по большой части только целью — в данном случае правоохранителей интересуют вполне конкретные документы, в то время как при обыске изъятию подлежит все, что имеет отношение к преступлению. Подробнее о различных мероприятиях, которые могут осуществлять полицейские в офисе компании, смотрите здесь.

Умысел и его роль

Изъятие документов или их добровольное предоставление силовикам серьезно повышает риск возбуждения уголовного дела. И ключевую роль в этом играет непосредственно умысел, так как именно это понятие зачастую отделяет административное правонарушение от уголовного преступления. В юриспруденции умысел подразделяется на две категории. 

При косвенном умысле лицо допускает наступление негативных последствий, но не желает их или относится к ним безразлично. Например, компании предлагают заключить договор с сомнительным поставщиком. Руководитель допускает возможность, что последний не будет платить налоги и тем самым нанесет ущерб бюджету, или вообще не задумывается об этом. При этом сделка абсолютна реальна и преследует конкретные деловые цели.

Прямой умысел, как следует из названия, возникает, когда компания вполне сознательно идет на преступление с целью извлечения прибыли. Например, добровольно привлекает недобросовестного контрагента, чтобы сэкономить на уплате налогов. Чаще всего такие сделки фиктивны и проводятся через фирмы-«однодневки».

Как правило, доказать наличие прямого умысла силовикам не составляет труда. Например, они могут опросить сотрудников склада или отдела логистики: откуда поступал товар, кто был фактическим контрагентом и так далее. Ведь о фиктивном поставщике обычные работники могут даже и не знать.

Кроме того, правоохранительные органы могут изъять информацию с пропускного пункта о движении транспорта, чтобы выйти на реальных поставщиков. Немало сведений содержится в электронной переписке представителей компании. Ее исследование позволяет установить лиц, с которыми на самом деле происходило общение и заключение спорных сделок.

В конце концов, запросы в банк и ФНС помогут установить IP- и MAC-адреса компьютеров, с которых отправлялась отчетность и спорные и платежи по сомнительным сделкам.

Как снизить риски привлечения к уголовной ответственности?

Во-первых, лучше всего не иметь дел с фирмами-«однодневками». Не помешает перестраховаться и провести работу по выявлению фиктивных схем и контрагентов. Если таковые обнаружились, то лучше сразу собрать либо доказательства реальности сделок (если это возможно), либо отсутствие умысла. В последнем случае таким может служить, например, тот факт, что подбором поставщиков занимается конкретный отдел, а не руководитель компании лично.

Во-вторых, перед заключением любых договоров и контрактов необходимо тщательно проверять потенциального партнера. Для этого можно воспользоваться одним из стандартных сервисов. Помните, руководитель компании всегда должен суметь объяснить сам процесс выбора поставщика и аргументированно обосновать, почему было принято решение в пользу того или иного контрагента.

Кстати, такая проверка необходима не только для того, чтобы обезопасить себя от претензий контролирующих органов, но и для понимания надежности и ответственности контрагентов. Например, на нашем сайте для предпринимателей вы можете ознакомиться с реальными отзывами о подмосковных компаниях в реестре недобросовестных организаций, а также выбрать надежного партнера в базе проверенных поставщиков

В-третьих, не лишним будет сопоставлять фискальную нагрузку и рентабельность своей компании со средними показателями по отрасли. Дело в том, что ФНС проводит аналогичную работу (выше мы упоминали систему «ВНП Отбор») и, если видит существенные отклонения, может нагрянуть с внеплановой проверкой. К слову, ведомство уже опубликовало такие данные за 2023 год.

Некоторые юристы также советуют хранить всю деловую документацию (в том числе в цифровом виде) вне офиса. Однако стоит помнить, что это может усугубить подозрения проверяющих и только разжечь их интерес.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет