Оценка регулирующего воздействия – это законодательно установленная процедура по экспертизе проектов нормативных актов на предмет наличия в них положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения в отношении предпринимательской деятельности, либо приводящих к возникновению необоснованных расходов для частного бизнеса.

Процедуре ОРВ подлежат за некоторыми исключениями проекты как федеральных, так и региональных и муниципальных нормативных актов. Одним из этапов проведения оценки регулирующего воздействия нормативного акта являются публичные консультации, в ходе которых организации, занимающиеся защитой прав предпринимательства, имеют возможность высказать свое мнение в отношении проекта нормативного акта на предмет целесообразности его принятия, в том числе необходимости его доработки, переработки или полного отказа от него в связи с тем, что он влечет возникновение барьеров для нормального развития малого бизнеса. 

Проведение оценки регулирующего воздействия проектов областных нормативных актов регулируется:

  • Законом Московской области № 24/110-П от 18.12.2014 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

  • Постановлением Правительства МО № 1449/40 от 13.11.2012 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области». Органом, ответственным за проведение оценки регулирующего воздействия, является Министерство инвестиций, промышленности и науки.

Оценка регулирующего воздействия на муниципальном уровне в соответствии с регулируется соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления.

Процедура ОРВ – потенциально высокоэффективная мера по недопущению появления новых, либо изменения уже действующих нормативных актов, усложняющих ведение предпринимательской деятельности. Однако в силу неосведомленности предпринимателей, а также вялого отношения чиновников по внедрению и популяризации ОРВ, процедура оценки регулирующего воздействия, как действенная мера защиты прав предпринимателей, пока остается не самой востребованной.

Вместе с тем, предупредить появление нормативных актов, негативно влияющих на малый бизнес, гораздо эффективнее, чем впоследствии оспаривать действия государственных органов в судебном порядке. Поэтому призываем малый и средний бизнес Московской области активно включаться в процесс оценки регулирующего воздействия, а Центр развития предпринимательства, со своей стороны, сделает все возможное, чтобы донести мнение предпринимательского сообщества до государственных и муниципальных органов власти и добиться его учета при принятии нормативных актов.