8 (495) 363-44-29
8 (495) 363-44-29

Отношения с инвестором не заканчиваются после подписания документов об участии в инвестиционном проекте. Люди, вложившиеся в проект, вправе рассчитывать на то, чтобы быть в курсе, что происходит с их деньгами. Поэтому продумать, как будут строиться взаимоотношения инвестора и основателя стартапа на протяжении всего времени реализации бизнес-идеи, не менее важно, чем предыдущие этапы коммуникации. Срок реализации проекта может быть достаточно длительным, измеряемым годами, и взаимодействие, устраивающее обе стороны, необходимо выстроить таким образом, чтобы оно, с одной стороны, не мешало делу, с другой стороны – не создавало напряжения.

Посмотреть на этот этап лучше всего глазами опытных инвесторов, которые вложили свои деньги в десятки проектов. Мы собрали их наиболее актуальные советы.

1. Отбросьте желание приносить инвестору только хорошие новости

Успешные инвесторы в малый бизнес, имеющие опыт участия в разнообразных проектах в различных сферах, прекрасно понимают, что идеальных ситуаций не бывает. Любой бизнес на разных этапах становления может испытывать проблемы. Более того, бизнес в сфере инвестиций требует тщательного анализа и планирования, а для этого нужна достоверная информация о текущем положении дел.

Будьте откровенны и честны: гораздо лучше показать результаты, которые не соответствуют плановым и обосновать их несоответствие, чем заниматься приукрашиванием ситуации или сокрытием негативной информации о реальном положении дел.

Откровенное признание существующих проблем может помочь быстрее их решить, ведь содействие инвестора в сложный период может быть очень кстати.

2. С самого начала настройте систему отчетности с учетом пожеланий инвестора

Хорошей деловой практикой в инвестиционной среде считается отправка инвестором ежемесячных или ежеквартальных писем, в которых рассказывается, что происходит в бизнесе, куда были вложены их средства.

Здесь очень важно определить ключевые метрики, на основе которых будут формироваться такие отчеты. Показатели необходимо обсудить с инвестором. Вряд ли людям, которые рассчитывают на получение прибыли о вашей деятельности, будет очень интересна информация об атмосфере в коллективе, а вот cash-flow или стадия готовности продукта – это то, что необходимо для понимания ситуации.

Набор метрик для отчетов о состоянии сделанных инвестиций в бизнес в каждом индивидуальном случае будет разным. Не стоит относиться к формированию отчетности как к неприятной, но неизбежной необходимости или как к формальности. Как уже было написано выше, инвесторы ожидают от своих партнеров объективных данных и взвешенной аналитики, в том числе, и для планирования своего дальнейшего участия в инвестиционном проекте.

3. Не бойтесь вхождения инвестора в совет директоров стартапа

Инвесторы предлагают свое участие в советах директоров не из желания взять под контроль все процессы и «подсидеть» основателей, забрав бизнес себе. Таким образом они предлагают свою помощь в нужные моменты. Члену совета директоров гораздо проще предугадать возможные трудности и подключить свои ресурсы для их решения.

Не стоит забывать, что инвесторы смотрят на бизнес, в который они вложили деньги, немного отстраненно, что помогает им видеть картину «снаружи». У основателей стартапов и менеджмента, находящимся «изнутри», это сделать гораздо сложнее.

4. Не перекладывайте ответственность за принятие решений на инвестора

Обратной стороной ситуации, описанной пунктом выше, может быть перекладывание создателями бизнеса ответственности за принятие решений на инвестора. Не стоит воспринимать его мнение как единственно верное, а тем более – как принятое к исполнению руководство к действию.

Уважение у инвесторов вызывают предприниматели, которые готовы отстаивать свою точку зрения, при условии, что она весомо аргументирована. А покорность и готовность безмолвно следовать советам «старших товарищей» вызывает сомнение, что они доверили свои деньги умным, проницательным и уверенным в себе людям.